Тонкий срез клубня картофеля поместили в дистиллированную воду какие изменения

Тонкий срез клубня картофеля поместили в дистиллированную воду какие изменения

Цитология

основные термины • вопросы части А • вопросы части B

Типовые вопросы части C

Строение клеток

C1 Тонкий срез клубня картофеля поместили в дистиллированную воду. Какие изменения произойдут в его клетках через некоторое время? Ответ поясните.

C2 Чем клетка животных отличается от растительной клетки по строению?

C3 1. Вирусы — внутриклеточные паразиты. 2. Они размножаются путем деления. 3. Вирусы относятся к прокариотам. 4. Некоторые вирусы содержат рибосомы. 5. Вирусы — возбудители многих опасных заболеваний: оспы, СПИДа и т. д.

C4 Каковы особенности строения бактерий?

Биосинтез белка

С5 Фрагмент цепи ДНК, кодирующей полипептидную цепь, ГЦАЦТГ. Укажите нуклеотидную последовательность фрагмента молекулы иРНК, антикодоны молекул тРНК, участвующих в биосинтезе этого дипептида, и аминокислотный состав дипептида. Ответ поясните. Воспользуйтесь таблицей генетического кода.

Генетический код

первое
основание
второе основание третье
основание
У Ц А Г
У фен
фен
лей
лей
сер
сер
сер
сер
тир
тир
стоп
стоп
цис
цис
стоп
три
У
Ц
А
Г
Ц лей
лей
лей
лей
про
про
про
про
гис
гис
глн
глн
арг
арг
арг
арг
У
Ц
А
Г
А иле
иле
иле
мет
тре
тре
тре
тре
асн
асн
лиз
лиз
сер
сер
арг
арг
У
Ц
А
Г
Г вал
вал
вал
вал
ала
ала
ала
ала
асп
асп
глу
глу
гли
гли
гли
гли
У
Ц
А
Г

C6 В биосинтезе белка участвуют молекулы тРНК с антикодонами ГУА, ГАГ, ГГА. Определите последовательность нуклеотидов в обеих цепях молекулы ДНК, несущей информацию о данном полипептиде. Ответ поясните.

C7 Молекула иРНК, несущая информацию об одной полипептидной цепи, состоит из 480 значащих нуклеотидов. Установите число нуклеотидов на участке молекулы ДНК, кодирующем данный белок, число аминокислот в данном белке и число молекул тРНК, которые необходимы для переноса этих аминокислот к месту синтеза. Ответ поясните.

C8 В участке ДНК, кодирующем белок, произошла мутация; исходный триплет ДНК – ТГА, после мутации – ЦГА. Каковы последствия этой мутации? Ответ поясните. Воспользуйтесь таблицей генетического кода.

Источник: http://bioege. edu. ru/cytologyc. html

Клубни картофеля

Клубень является утолщенным окончанием подземного стеблевого побега – столона. На таком видоизмененном стебле недоразвиваются также и листья, сохраняясь в виде небольших чешуек или в виде более или менее широкого р у б ц а. В пазухах видоизмененных или атрофированных листьев залегают г л а з к и.

Части клубня (рис. 96 ). В клубне различают пуповинный конец — место прикрепления клубня к столону – и противоположный вершинный конец, или вершину клубня, являющуюся растущим концом клубня, с верхушечной точкой роста.

Со стороны пуповины у некоторых сортов часто наблюдается на клубне углубление – столонная впадина, у других этой впадины нет или она слабо заметна.

Можно различать также верхнюю и нижнюю стороны клубня. Верхняя сторона обращена к поверхности почвы и обычно более выпуклая. Нижняя сторона плоская или вогнутая.

Форма клубней картофеля разнообразна и варьирует по сортам и в зависимости от почвенных и климатических условий. Но все разнообразие клубней в этом отношении можно свести к трем основным формам, остальные формы являются лишь видоизменениями их. Различают форму круглую, удлиненную и овальную (рис. 97).

В круглой форме продольный и поперечный диаметры почти равны. У клубней с удлиненной формой продольный диаметр не менее двух с половиной раз превышает поперечный. Овальная форма – промежуточная между первыми двумя.

Форма клубня (за немногими исключениями) меняется с возрастом.

Все описания формы приводятся для зрелых клубней.

О к р а с к а м я к о т и клубня у различных сортов картофеля бывает белой, желтой, красной и синей.

Желтомясые сорта, как правило, богаче беломясых азотистыми веществами.

Различная н а р у ж н а я о к р а с к а к л у б н я зависит от количества пробкового вещества коры клубня и от пигмента, заключенного в соке клеток коры.

При тонком пробковом слое коры просвечивает окраска мякоти, и, например, желтомясые клубни картофеля кажутся желтыми. По мере утолщения пробкового слоя окраска клубней меняется от кремневой до коричневой.

При отсутствии пигмента в клетчатом соке коры клубни являются белыми.

Окрашенные клубни могут быть розовыми, светло-красными, красными, темно-красными, светло-синими, темно-синими.

Распределение пигмента может быть равномерным и неравномерным. В последнем случае окраска сосредоточена либо в глазках, либо в промежутках между ними.

Кожура клубня может быть гладкой или шероховатой, как бы сетчатой.

Чечевички. На поверхности клубня можно обнаружить небольшие светлые точки, так называемые чечевички, при помощи которых происходит дыхание и испарение влаги из клубня.

Глазки располагаются на клубне неравномерно. Больше всего глазков на ввершине клубня, значительно меньше – на пуповинном конце. Точно так же на верхней стороне сосредоточено больше глазков, чем на нижней.

Глазки клубня представляют собой углубления, окаймленные со стороны пуповинного конца дугообразным следом опавшего недоразвитого листа – листовым рубцом (бровью).

Листовой рубец может иметь различную форму: он бывает длинным или, наоборот, коротким, резким или слабо заметным.

Число глазков на клубне разнообразно и более или менее постоянно для сорта.

Глазки бывают окрашенные или неокрашенные, глубокие или мелкие, а иногда выступают на поверхности клубня в виде бугорков. Большая глубина глазков является практически отрицательным признаком.

Почки. В каждом глазке помещаются обычно три (реже более) почки. Наиболее развитые из них при благоприятных условиях трогаются в рост. Обычно почки верхних глазков развиты лучше всех и дают самые сильные ростки. Средняя часть клубня и пуповина имеют более слабые почки.

Ростки. Почки, проросшие в темноте, образуют бледные, удлиненные и более или менее тонкие ростки, так называемые этиолированные ростки.

На свету образуются укороченные и плотные ростки. В зависимости от сорта ростки, выращенные на свету, бывают окрашены в цвета зеленый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый. Последние две окраски зависят от пигмента клеточного сока – антоциана.

Окраска ростков – весьма устойчивый и важный систематический признак картофеля и лучше различима на клубнях, проращенных при слабом освещении.

Анатомическое строение клубня картофеля

Некоторые части внутреннего (анатомического) строения клубня картофеля можно обнаружить на разрезе невооруженным глазом. Представляя собой видоизмененный стебель, клубень картофеля напоминает его и своим анатомическим строением.

На разрезе через м о л о д о й к л у б е н ь можно обнаружить следующие части. В центре клубня распологается с е р д ц е в и н а, окруженная кольцом открытых (содержащих камбий) проводящих пучков. Проводящий луб этих пучков вместе с лубяной паренхимой широким слоем лежит снаружи от камбия.

По мере развития клубня, которое происходит в результате деятельности камбиального слоя клеток, в молодом клубне намечаются изменения, делающие клубень более приспособленным к отложению запасных питательных веществ, в частности крахмала, и отличающие его строение в зрелом виде от типичного строения стебля.

Невооруженном глазом можно обнаружить на продольном разрезе зрелого клубня кольцо сосудистых пучков, которое распологается близко к поверхности клубня, подходит вплотную к глазкам и у некоторых сортов окрашено в тот же цвет, что и кожура.

Средняя часть клубня, как и в молодом возрасте, занята сердцевиной, причем в самом центре клубня распалогаются наиболее водянистые клетки, отчего центральная часть иногда выделяется большим темным бесформенным пятном.

Микроскопическое исследование среза через картофельный клубень представляет следующую картину (рис. 98).

Наружный слой состоит из нескольких рядов опробковевших клеток п е р и д е р м ы, сменившей эпидермис молодого клубня. Эти опробковевшие клетки защищают клубень от потери влаги и неблагоприятных внешних воздействий.

По направлению внутрь клубня перидерма переходит в к о р у. При наличии промежуточных клеток переход этот может происходить постепенно. У окрашенных клубней именно в этих промежуточных слоях клеток, следовательно во внешних клетках перидермы, находится пигмент. Кора состоит из паренхиматических клеток, заполненных крахмальными зернами, и проводящих элементов луба – ситовидных трубок.

Далее, внутри располагается слой образовательной ткани, или камбия. За камбиальным слоем следует к о л ь ц о с о с у д и с т ы х пучков.

Благодаря деятельности камбия происходит развитие клубня в толщину и образование лубяной и древесинной частей клубня. Большую часть луба в клубне картофеля составляет лубяная паренхима, а древесины – древесинная паренхима. Проводящие элементы занимают здесь ничтожную часть общей массы. Центральная часть клубня занята сердцевиной с отходящими от нее лучами, направленными к почкам.

Паренхима состоит из крупных и тонкостенных клеток. Клетки эти, как уже отмечено, заполнены крахмальными зернами, причем распределение крахмала в них неравномерное. Наиболее богаты крахмалом внутренние клетки коры и внешние клетки сердцевины, приближающейся с обоих сторон к камбиальному слою. По мере удаления от камбия к центру клубня количество крахмала в клетках уменьшается.

Центральная часть клубня водяниста, и клетки ее становятся полупрозрачными. В коре клубня, наоборот, наиболее богаты крахмалом внутренние части; во внешних же клетках коры, расположенных под пробковым слоем, преобладают азотистые составные части клубня.

Крахмальные зерна картофеля эксцентрично-слоистые и могут быть различной величины, причем преобладание крупных или мелких зерен характерно для сорта.

Следует отметить хорошо выраженную у клеток паренхимы способность в случае повреждения клубня усиленно делиться перегородками, параллельными поврежденной поверхности, и образовывать новый слой пробки, предохраняющей клубень от высыхания.

Сорта картофеля

В России районировано около 200 сортов картофеля. По скороспелости сорта разделяются на 5 групп: раннеспелые (ранние) – с вегетационным периодом 80-90 дней; среднеранние (вегетационный период 110-115 дней); среднеспелые (115-125 дней); среднепоздние (125-140 дней) и позднеспелые (вегетационный период 140-150 дней и более.

По хозяйственному назначению сорта картофеля разделяют на столовые, технические (заводские), столово-технические, кормовые, универсальные и используемые для приготовления полуфабрикатов и для переработки.

К столовым сортам относят картофель различной спелости, с хорошими пищевыми и вкусовыми качествами клубней, с не темнеющей и без цветных пятен мякотью, без ржавой пятнистости и внутренних пустот. По назначению выделяют четыре типа столового картофеля: А – винегретный с неразваривающимися клубнями; В – со связной мякотью для поджаривания и переработки; С – с довольно рассыпчатой мякотью для большинства блюд; Д – с очень рассыпчатой мякотью для приготовления пюре и печения клубней.

Технический картофель – это преимущественно позднеспелые сорта для переработки на крахмал, амилазу, спирт и др.

Столово-технические сорта имеют повышенную крахмалистость и не темнеющую мякоть с хорошим вкусом. Они годны для использования в пищу и для технической переработки.

Кормовым сортам характерна высокая урожайность и повышенное содержание в клубнях белка и крахмала.

Группу универсальных сортов составляет преимущественно среднеспелый и среднепоздний картофель, отличающийся высокой урожайностью, хорошим вкусом, не темнеющей мякотью клубней, высоким содержанием крахмала и белка, а также хорошей лёжкостью при хранении. Они используются на продовольственные, технические и кормовые цели.

Сорта для переработки и приготовления полуфабрикатов (производство чипсов, соломки, крупки, крекеров, замороженного картофеля и др.), должны содержать в клубнях не менее 20 % сухого вещества и минимум редуцирующих сахаров, а также иметь не темнеющую мякоть клубней в сыром и варёном виде.

В каждом хозяйстве целесообразно выращивать одновременно два-три сорта разной спелости. Это даёт возможность несколько растянуть период уборки картофеля. Продолжительный срок уборки даёт возможность меньше привлекать дополнительной рабочей силы, сократить потери, снизить сезонность использование трудовых ресурсов и повысить производительность труда, а также рациональнее использовать технику. Поэтому рекомендуется иметь в хозяйстве ранних и среднеранних сортов – 40 %, среднеспелых – 35 %, среднепоздних и поздних – 25 % от общей площади под картофелем.

Источник: http://hitagro. ru/klubni-kartofelya/

Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники

1. Объясните, почему для сохранения ценных признаков гибридных растений используют вегетативное, а не семенное размножение.

Элементы ответа:

при вегетативном размножении дочерние организмы сохранят
все признаки материнского организма, так как это бесполое
размножение;

при семенном размножении возникает комбинативная
изменчивость, признаки не сохраняются, так как это половое
размножение

2. Если поместить растение корнями в подсоленную воду, то через некоторое время оно завянет. Объясните почему.

Элементы ответа:

])в солёном растворе клетки корня потеряют воду, произойдёт плазмолиз, и клетки потеряют тургор;

2) нарушится транспорт воды в растение, и оно завянет

3.Семена сибирской сосны называют «кедровыми орешками». Верно ли такое название с научной точки зрения? Ответ поясните.

Элементы ответа:

орешек — плод покрытосеменных растений;

2)у голосеменных, к которым принадлежит сибирская сосна, нет плодов

4. Определите класс цветкового растения, изображённого на рисунке. Обоснуйте Ваш ответ. Назовите органы, обозначенные на рисунке буквами А и Б, и объясните их роль в жизни растения.

Элементы ответа:

1)класс Двудольные, сетчатое жилкование листьев, цветок
пятичленного типа;

2)А — цветок — генеративный орган, который обеспечивает
образование плодов и семян (половое размножение);

3)Б — видоизменённый побег — ус (столон) обеспечивает

вегетативное размножение и расселение

5. Как изменится скорость транспирации у подсолнечника в жаркий ветреный день, по сравнению с безветренной погодой (влаги в почве достаточно)? Ответ поясните.

Элементы ответа:

1)в жаркий день транспирация усиливается за счёт высокой
температуры;

2)ветер препятствует скоплению паров воды у поверхности листа,
повышая транспирацию

6. Докажите, что клубень картофеля является видоизменённым побегом. Приведите не менее трёх доказательств.

Элементы ответа:

1)клубни имеют почки — глазки;

2)на поперечном срезе клубень повторяет строение стебля (кора, древесина, сердцевина);

3)на свету клубень зеленеет и способен к фотосинтезу

7. К какому классу цветковых относят растение, изображённое на рисунке? Ответ обоснуйте. Назовите органы, обозначенные буквами А и Б, и укажите их значение в жизни растения.

рис. перенести сюда

1)класс двудольные, цветок четырёхчленного типа, сетчатое
жилкование листьев;

2)А — кочан — это видоизменённый побег (почка), накапливает
питательные вещества, обеспечивает зимовку, развитие

двулетнего растения на второй год;

3)Б — плод — стручок, обеспечивает распространение и защиту
семян

8. Какие преимущества и недостатки имеют растения с мелкими семенами?

Элементы ответа:

— образуют большое количество семян;

— легко распространяются ветром;

— имеют небольшой запас питательных веществ и проростки имеют мало шансов к выживанию.

9. К какому трофическому уровню относят водоросли в пресноводном водоёме? Ответ обоснуйте.

Элементы ответа:

1)водоросли относятся к первому трофическому уровню —
продуцентам;

2)водоросли участвуют в синтезе органических веществ из
неорганических, обеспечивая питание себе и всем организмам
последующих уровней

10. Какие преимущества и недостатки имеют растения с крупными семенами?

Элементы ответа:

1)семена содержат большой запас питательных веществ и при
прорастании имеют больше шансов к выживанию;

2)образуют небольшое число семян;

3)ограничены возможности в распространении в связи с
утяжелением

11. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1.У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ. 2. Они дышат, питаются, растут и размножаются. 3. При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. 4. Они интенсивно растут только в первые годы жизни. 5. Растения по типу питания автотрофные организмы.

6. Они размножаются и распространяются только с помощью семян.

Элементы ответа:

ошибки допущены в предложениях:

1)3 — при дыхании растения поглощают кислород и выделяют
углекислый газ;

2)4 — растения растут в течение всей жизни;

3)6 — не все растения размножаются семенами, существует
размножение спорами и вегетативными органами

12. Объясните, каковы основные причины «цветения воды» в водоемах.

Элементы ответа:

1) интенсивное освещение и прогревание воды приводит к бурному размножению водорослей;

2) загрязнение водоемов сточными водами приводит к массовому размножению синезелёных (цианобактерий).

13. Из семян одного растения пастушьей сумки вырастили потомство. Потомки отличались друг от друга и от материнского растения размерами, числом цветков и листьев на побеге. Объясните возможные причины этого явления.

Элементы ответа:

1) одна из возможных причин – наследственная изменчивость, обусловленная комбинациями признаков или мутациями при половом размножении;

2) другая возможная причина – наследственная модификационная изменчивость, обусловленная влиянием факторов внешней среды.

14. Известно, что в практике сельского хозяйства перед посевом семян проверяют их всхожесть. Объясните, зачем и как это делают.

Элементы ответа:

1) всхожесть определяют для получения высокого урожая растений;

2) для определения всхожести семян определённое их число (100) помещают в оптимальные для прорастания условия и подсчитывают процент проросших семян.

15. По каким признакам семейства Лилейные и Злаки относят к классу Однодольные?

Элементы ответа:

1) семя с одной семядолей;

2) мочковатая корневая система;

3) простые листья с параллельным или дуговым жилкованием;

4) цветок трехчленного типа с простым околоцветником.

16. Какая связь существует между испарением воды и передвижением минеральных веществ в растении?

Элементы ответа:

1) в результате испарения воды листьями ее содержание в клетках растений уменьшается, а концентрация клеточного сока – увеличивается, и возрастает осмотическое давление;

2) за счет осмотического давления вода с растворенными в ней солями поступает из корня и стебля в листья.

17. Растение кукурузы имеет два типа соцветий: початок и метёлку. Почему плоды образуются только в початке и почему не весь початок иногда заполнен зёрнами?

Элементы ответа:

1) початок состоит из женских цветков, в которых образуются зерновки;

2) не все цветки початка опыляются и оплодотворяются, поэтому часть початка будет пустозёрной.

18. Известно, что опытным путем на свету трудно обнаружить дыхание растений. Объясните, почему.

Элементы ответа:

1) на свету в растении наряду с дыханием происходит фотосинтез, при котором углекислый газ используется;

2) в результате фотосинтеза кислорода образуется гораздо больше, чем используется при дыхании растений.

19. Тонкий срез клубня картофеля поместили в дистиллированную воду. Какие изменения произойдут в его клетках через некоторое время? Ответ поясните.

Элементы ответа:

1) клетки набухнут;

2) из-за разности концентрации растворов в клетках и в окружающей среде вода начнет поступать в клетки.

20. Объясните, почему при нанесении пероксида водорода на срез сырого картофеля активно выделяется кислород, а при нанесении на срез вареного картофеля выделения кислорода не наблюдается.

Элементы ответа:

1) расщепление пероксида с выделением кислорода связано с действием белка-фермента (каталазы), содержащейся в сыром картофеле;

2) при варке фермент денатурирует и пероксид не расщепляется.

21. Древесные растения, произрастающие в местности с постоянным направлением ветра, имеют флагообразную форму кроны. Растения, выращенные из черенков этих деревьев в обычных условиях, имеют нормальную форму кроны. Объясните эти явления.

Элементы ответа:

1) флагообразная крона формируется под воздействием внешних условий (ветра) и объясняется модификационной изменчивостью;

2) при вегетативном размножении с помощью черенков генотип не меняется, при отсутствии ветра формируется нормальная крона.

22. Объясните, по каким тканям и как осуществляется транспорт веществ у покрытосеменных растений.

Элементы ответа:

1) передвижение воды и минеральных веществ осуществляется по сосудам древесины;

2) вода и минеральные вещества от корней по стеблю к листьям передвигаются в результате корневого давления и сосущей силы, возникающей при испарении воды;

3) передвижение органических веществ из листьев во все органы происходит по ситовидным трубкам луба.

23. Известно, что механическим насосом можно накачать воду примерно на высоту 10 м. Объясните, за счет чего вода поднимается по стволам деревьев на десятки метров, например, у эвкалипта до 100 м.

Элементы ответа:

1) под действием корневого давления;

2) за счет испарения воды с поверхности листьев.

24. Многие декоративные кустарники ежегодно обрезают. С какой целью это делают?

Элементы ответа:

1) обрезание верхушки побегов стимулирует ветвление кустарника;

2) развитие боковых побегов увеличивает крону и позволяет придать ей желаемую форму.

25. Опишите особенности царства Растения. Приведите не менее 4-х признаков.

Элементы ответа:

1) наличие в клетках хлоропластов, в которых происходит фотосинтез;

2) наличие на поверхности клетки прочной оболочки из клетчатки, которая придает ей форму;

3) наличие вакуолей, заполненных клеточным соком;

4) растут в течение всей жизни и практически не перемещаются с одного места на другое.

26. Крахмал – полисахарид, накапливающийся в клетках растений. Объясните, какую функцию он выполняет и как его можно обнаружить в клетках картофеля.

Элементы ответа:

1) он является запасным питательным веществом и выполняет энергетическую функцию;

2) его можно обнаружить, если нанести на срез клубня картофеля каплю йода – появляется синяя окраска.

27. Из клубня картофеля вырезали кубик и поместили в концентрированный раствор поваренной соли. Как изменятся размеры кубика через час? Ответ поясните.

Элементы ответа:

1) размеры кубика уменьшатся;

2) из-за разности концентрации в клетках и в окружающей среде вода начнет поступать из клеток в раствор, кубик сморщится.

28. Гидропоника – выращивание растений без почвы: корни растений закрепляются в гравии или песке и омываются водным раствором минеральных веществ. Почему нельзя в этом случае использовать дистиллированную воду? Ответ поясните.

Элементы ответа:

1) в дистиллированной воде отсутствуют минеральные вещества;

2) в отсутствии минерального питания растения прекратят рост и скорее всего погибнут.

29. Из семян одного боба гомозиготного растения гороха, посеянных на одном поле, выросли взрослые растения, которые отличались друг от друга по внешним признакам: высоте стебля, числу и размерам листьев, развитости корневой системы. Объясните это явление.

Элементы ответа:

1) различия растений обусловлены влиянием факторов внешней среды (интенсивностью освещенности, количеством влаги, температурой, взаимным влиянием растений и др.);

2) это проявление модификационной изменчивости.

30. Если поместить растение корнями в подсоленную воду, то через некоторое время оно завянет. Объясните, почему?

Элементы ответа:

1) в солёном растворе клетки теряют воду, идёт плазмолиз;

2) клетки съёживаются, тургор падает, растение увядает.

31. Объясните, почему при помещении листа элодеи в раствор 10% хлористого натрия, содержимое ее клеток (протопласт) отходит от клеточной стенки.

Элементы ответа:

1) концентрация соли снаружи клетки выше, чем ее концентрация внутри;

2) вода поступает из клетки в окружающий раствор;

3) объем цитоплазмы уменьшается и протопласт отходит от клеточной стенки.

32. Объясните, почему садоводы размножают многие растения вегетативным способом (черенкованием, корневищами, клубнями и т. д.).

Элементы ответа:

1) вегетативное размножение позволяет сохранить свойства сорта;

2) растения, появившиеся путем вегетативного размножения, развиваются быстрее, чем особи, появившиеся из семян;

3) некоторые растения не образуют семян (некоторые сорта роз).

33. Чем отличаются растения от животных? Назовите не менее трех признаков.

Элементы ответа:

1) растения ведут прикрепленный образ жизни и растут в течение всей жизни;

2) клетки растений содержат пластиды, хлорофилл, клеточную стенку из целлюлозы, вакуоли с клеточным соком;

3) растения – автотрофы, продуценты, способные создавать органические вещества из неорганических с использованием солнечной энергии и выделять кислород.

34. По каким признакам царство грибов отличается от царства растений? Назовите не менее 3-х признаков.

Элементы ответа:

1) грибы – гетеротрофы, не способны к фотосинтезу;

2) грибы отличаются клеточным строением: не имеют хлоропластов, клеточная стенка содержит хитин, запасное питательное вещество – гликоген;

3) тело грибов образовано гифами.

35. В чем выражается приспособленность цветковых растений к совместному проживанию в лесном сообществе? Укажите не менее 3-х примеров.

Элементы ответа:

1) ярусное расположение, обеспечивающее использование растениями света;

2) неодновременное цветение ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений;

3) различные формы отношений между растениями и другими организмами (симбиоз, паразитизм, конкуренция и др.).

36. В чем проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее трех признаков.

Элементы ответа:

1) у папоротников появились корни;

2) у папоротников, в отличие от мхов, сформировалась развитая проводящая ткань;

3) в цикле развития папоротников бесполое поколение (спорофит) преобладает над половым (гаметофитом), который представлен заростком.

37. Объясните, какой вред растениям наносят кислотные дожди. Приведите не менее трех причин.

Элементы ответа:

1) непосредственно повреждают органы и ткани растений;

2) загрязняют почву, уменьшают плодородие;

3) понижают продуктивность растений.

38. Красные водоросли (багрянки) обитают на большой глубине. Несмотря на это, в их клетках происходит фотосинтез. Объясните, за счет чего происходит фотосинтез, если толща воды поглощает лучи красно-оранжевой части спектра.

Элементы ответа:

1) для фотосинтеза необходимы лучи красной и синей части спектра;

2) в клетках багрянок содержится красный пигмент, который поглощает лучи синей части спектра, их энергия используется в процессе фотосинтеза.

39. Какие приспособления к жизни на суше сформировались у растений в процессе эволюции? Приведите не менее трех примеров.

Элементы ответа:

1) расчленение тела на вегетативные органы и наличие различных тканей;

2) совершенствование проводящей системы, обеспечивающей быстрое передвижение веществ в растении;

3) независимость процесса полового размножения от воды.

40. Если во время цветения яблонь стоит холодная дождливая погода, то снижается урожай яблок. Объясните причины.

1) яблоня – насекомоопыляемое растение, а в холодную дождливую погоду насекомые не летают;

2) не происходит опыления, оплодотворения и образования плодов.

41. Докажите, почему вегетативное размножение растений относят к бесполому. Приведите не менее трех доказательств.

Элементы ответа:

1) в размножении участвует одна особь;

2) потомки являются копиями родительской особи;

3) новый организм образуется из соматических клеток (вегетативных органов).

42. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Клетки растений имеют клеточную стенку, состоящую из целлюлозы. 2. В клетках высших растений имеются центриоли. 3. Синтез АТФ у растений осуществляется в лизосомах. 4. Запасным питательным веществом в клетках растений является гликоген. 5. Способ питания большинства растений – автотрофный.

Элементы ответа:

ошибки допущены в предложениях:

1) 2 – в клетках высших растений центриоли отсутствуют;

2) 3 – в растительных клетках синтез АТФ идет в митохондриях и хлоропластах;

3) 4 – запасным питательным веществом является крахмал.

43. Каковы строение и функции семян у цветковых растений?

Элементы ответа:

1) строение семени: кожура, зародыш, эндосперм (иногда недоразвит);

2) семена обеспечивают размножение растений;

3) обеспечивают расселение и перенесение неблагоприятных условий.

44. Семена сибирской сосны называют кедровыми орешками. Объясните, справедливо ли такое название с научной точки зрения.

Элементы ответа:

1) орешек – плод покрытосеменных растений;

2) у голосеменных, к которым принадлежит сибирская сосна, нет плодов, поэтому название «кедровые орешки» условно из-за плотного деревянистого покрова.

45. Почему без растений жизнь в современном виде на Земле была бы невозможна?

Элементы ответа:

1) растения в процессе фотосинтеза образуют органические вещества – пищу для других организмов;

2) они поддерживают постоянство газового состава атмосферы, выделяя кислород на свету и поглощая углекислый газ.

46. У растения традесканции на одном из побегов листья оказались с белыми пятнами, то есть часть клеток листьев была лишена хлорофилла. При размножении этого растения семенами все потомство имело зеленые листья, а потомство, выращенное из черенков побега с белыми пятнами, также имело листья с подобным изменением. Объясните это явление, используя знания о закономерностях изменчивости.

Элементы ответа:

1) причина появления побегов с пятнистыми листьями – соматическая мутация;

2) соматические мутации передаются потомкам при вегетативном размножении и связаны с цитоплазматической изменчивостью;

3) в основе семенного размножения лежит половой процесс, а в гаметах эта мутация отсутствует, поэтому растения зеленые.

Дата добавления: 2015-06-15 ; просмотров: 13990 . Нарушение авторских прав

Источник: http://studopedia. info/2-118623.html

Тонкий срез клубня картофеля поместили в дистиллированную воду какие изменения

Самостоятельная работа студентов.

— У растения традесканции на одном из побегов листья оказались с белыми пятнами. При размножении этого растения семенами все потомство имело зеленые листья, а потомство, выращенное из черенков побега с белыми пятнами, также имело листья с подобным изменением. Объясните это явление, используя знания о закономерностях изменчивости.

— Окраска шерсти зайца-беляка изменяется в течение года: зимой заяц белый, а летом серый. Объясните, какой вид изменчивости наблюдается у животного и чем определяется проявление данного признака.

— Древесные растения, произрастающие в местности с постоянным направлением ветра, имеют флагообразную форму кроны. Растения, выращенные из черенков этих деревьев в обычных условиях, имеют нормальную форму кроны. Объясните эти явления.

— Из семян одного растения пастушьей сумки вырастили потомство. Потомки отличались друг от друга и от материнского растения размерами, числом цветков и листьев на побеге. Объясните возможные причины этого явления.

— Объясните, в чём заключается сходство и различие мутационной и комбинативной изменчивости.

Для установления причины наследственного заболевания исследовали клетки больного и обнаружили изменение длины одной из хромосом. Какой метод исследования позволил установить причину данного заболевания? С каким видом мутации оно связано?

— В основе синдрома Патау лежит нерасхождение по 13-й паре хромосом. В кариотипе больного насчитывается 47 хромосом. Объясните, какой вид изменчивости проявляется при этом синдроме и какой метод изучения наследственности человека помог установить причину этого заболевания.

— У людей с серповидно-клеточной анемией образуется аномальный гемоглобин, что приводит к образованию изменённых эритроцитов. О каком виде мутаций идёт речь? Ответ обоснуйте.

— Чем вызвано рождение ребенка с синдромом Дауна? Применение какого метода позволило выявить ее причины?

— Почему соматические мутации не передаются потомству при половом размножении? У каких организмов возможно наследование таких мутаций

— В чем суть генеалогического метода? С какой целью его применяют?

Самостоятельная работа студентов.

С помощью какого метода селекции можно преодолеть бесплодие растений, полученных в результате отдаленной гибридизации, и в чем сущность этого метода?

Самостоятельная работа студентов:

Подготовка сообщений о достижениях современной селекции растений и животных.

Самостоятельная работа студентов.

Подготовка доклада «Биотехнология, ее достижения, и перспективы развития». Составление заданий в тестовой форме по теме раздела.

Источник: http://medych-kam. jimdofree. com/%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-1/%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/

Задания с ответами Части с (С1 С6)

1) А — зерновка (пшеница), Б — семянка (подсолнечник);

2) общее: сухие односемянные плоды;

3) отличия: у зерновки семенная кожура срослась с о колоплодником, невскрывающийся плод, семянка — вскрывающийся плод.
Какие функции выполняют отделы органа слуха человека?
Ответ:

  1. наружное ухо (ушная раковина и слуховой проход) улавливание и направление звука;
  2. среднее ухо (барабанная перепонка, слуховые косточки) — передача и усиление звука;

3)внутреннее ухо (улитка) — восприятие звуковых колебаний.

В биогеоценозе леса провели обработку деревьев ядохимикатами для уничтожения комаров и мошек. Укажите не менее трёх последствий воздействия этого мероприятия на биогеоценоз леса.
Ответ:
1)сократилась численность не только кровососущих насекомых, но и насекомых опылителей растений;

  1. уничтожение насекомых вызвало снижение численности насекомоядных птиц,
  2. сократилась численность насекомоопыляемых травянистых растений.

Почему высокая плодовитость особей может привести к биологическому прогрессу вида? Укажите не менее трёх причин.
Ответ:
1) повышает численность вида;

2) способствует расселению вида на большие территории;

3) ведет к образованию разнообразных популяций.
Известно, что при дигибридном скрещивании во втором поколении происходит расщепление по фенотипу в соотношении 9:3:3:1. Объясните это явление поведением хромосом в мейозе при образовании гамет и при оплодотворении.
Ответ:

  1. двум парам признаков особи (АаВ b );

2)негомологичные хромосомы расходятся в мейозе в разные гаметы случайным образом и образуют 4 типа гамет с аллелями АВ, А b , аВ а b (аллели не сцеплены);

3)случайное сочетание 4 типов гамет друг с другом при оплодотворении формирует 4 вида фенотипов 9А_В_:3А_ bb : 3ааВ_ :1аа bb .
Для установления причины наследственного заболевания исследовали клетки больного и обнаружили укорочение одной из хромосом. Объясните, какой метод исследования позволил установить причину данного заболевания и с каким видом мутации оно связано.
Ответ:
1) причина болезни установлена с помощью цитогенетического метода;

2) заболевание вызвано хромосомной мутацией утратой фрагмента хромосомы.
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

1) Согласно В. И. Вернадскому, живое вещество — это совокупность живых организмов, существующих в данный момент, численно выраженное в весе и химическом составе. 2) Живое вещество пронизывает всю атмосферу, часть гидросферы и литосферы. 3) Живое вещество выполняет в биосфере газовую и концентрационную функции.

  1. В ходе эволюции живого вещества его функции изменялись, становились более разнообразными. Некоторые функции живого вещества, такие, как усвоение
    молекулярного азота, окисление и восстановление элементов с переменной валентностью, могут выполнять только растения. 6) Живое вещество организовано в биоценозы — живые компоненты экосистемы.
  1. но только часть атмосферы и литосферы;
  2. 4 — функции живого вещества не изменялись;
  3. 5 — функции усвоения молекулярного азота, окисления элементов с переменной валентностью способны выполнять только бактерии.

Какие черты организации пресмыкающихся позволили им вслед за земноводными освоить наземно-воздушную среду обитания? Назовите не менее четырёх признаков.
Ответ:

  1. размножение не связано с водой, внутреннее оплодотворение;
  2. строение яйца;
  3. роговой покров тела;
  4. увеличение поверхности лёгких, только лёгочное дыхание.

Скорость фотосинтеза зависит от лимитирующих (ограничивающих) факторов, среди которых выделяют свет, концентрацию углекислого газа, температуру. Почему эти факторы являются лимитирующими для реакций фотосинтеза?
Ответ:

  1. свет — необходимое условие для световых реакций фотосинтеза, при его недостатке интенсивность фотосинтеза снижается;
  2. углекислый газ необходим для синтеза глюкозы, при его недостатке снижается синтез;
  3. все реакции фотосинтеза осуществляются при участии ферментов, активность которых зависит от температуры.

В одной молекуле ДНК нуклеотиды с гуанином (Г) составляют 13% от общего числа нуклеотидов. Определите количество (в процентах) нуклеотидов с цитозином (Ц), аденином (А), тимином (Т) в отдельности в молекуле ДНК и объясните полученные результаты.
Ответ:
1)гуанин (Г) комплементарен цитозину (Ц), поэтому его количество также составляет 13%;

  1. количество гуанина и цитозина суммарно составляет 26%, следовательно количество аденина и тимина суммарно — 74%;
  2. аденин комплементарен тимину, поэтому их количество одинаково и составляет по 37%.

Атрофия зрительного нерва наследуется как рецессивный признак (а), сцепленный с Х-хромосомой. В семье родители здоровы, но мать жены имела этот дефект. Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, возможного потомства, пол и вероятность рождения здоровых детей — носителей этого гена.
Ответ:
1) генотипы родителей: жены — Х А Х а (гаметы Х А , Х а ), мужа — Х А Y (гаметы Х А , Y );

2) генотипы возможного потомства: девочки (Х A Х A , Х A Х а ), мальчики (Х А Y , Х a Y );

3) 25% детей — носители гена атрофии зрительного нерва, все девочки — Х А Х а .
Тонкий срез клубня картофеля поместили в дистиллированную воду. Какие изменения произойдут в его клетках через некоторое время? Ответ поясните.
Ответ:
1) клетки набухнут;

2) из-за разности концентрации растворов в клетках и в окружающей среде вода начнет поступать в клетки.
Какие части корня обозначены на рис. цифрами 1, 3, 5? Какие функции они выполняют?

Ответ:
1) 1 — корневой чехлик, защищает кончик корня от механических повреждений;

2) 3 — зона роста (растяжения), обеспечивает рост корня в длину;
3)5- зона проведения (ветвления), обеспечивает транспорт воды и минеральных веществ вверх ко всем органам растения (восходящий ток) и отрастание боковых корней —
Почему крокодилов и водных черепах относят к классу Пресмыкающиеся? Укажите не менее четырёх признаков.
Ответ:

  1. у этих животных кожа сухая, покрыта роговыми или костными пластинками;

2)они дышат кислородом воздуха с помощью лёгких;

3)в желудочке сердца неполная или полная перегородка;

4)размножаются на суше, оплодотворение внутреннее, откладывают яйца с запасом питательных веществ.

Каковы доказательства единства органического мира? Приведите не менее трёх доказательств.
Ответ:

  1. клетка единица строения и жизнедеятельности всех организмов;
  2. развитие организмов из одной клетки;
  3. универсальность генетического кода, принципа хранения и реализации наследственной информации.

Участок одной из двух цепей молекулы ДНК содержит 300 нуклеотидов с аденином (А), 100 нуклеотидов с тимином (Т), 150 нуклеотидов с гуанином (Г) и 200 нуклеотидов с цитозином (Ц). Какое количество нуклеотидов с А, Т, Г и Ц содержится в двуцепочечной молекуле ДНК? Сколько аминокислот должен содержать белок, кодируемый этим участком молекулы ДНК? Ответ поясните.
Ответ:

  1. согласно принципу комплементарности во второй цепи ДНК; содержится нуклеотидов: А — 100, Т — 300, Г -200, Ц — 150;
  2. в двух цепях ДНК содержится нуклеотидов: А — 400, Т — 400, Ц-350,Г-350;
  3. информацию о структуре белка несет одна из двух цепей, количество нуклеотидов в одной цепи ДНК 300 + 100 + 150 + 200 = 750, одну аминокислоту кодирует триплет нуклеотидов,
    поэтому в белке должно содержаться 750:3 = 250 аминокислот.

У кукурузы доминантные гены коричневой окраски (А) и гладкой формы (В) семян сцеплены друг с другом и находятся в одной хромосоме, рецессивные гены белой окраски и морщинистой формы семян также сцеплены. При скрещивании растений с коричневыми гладкими семенами с растениями с белой окраской и морщинистыми семенами было получено 4002 семени коричневых гладких и 3998 семян белых морщинистых, а также 305 белых гладких и 300 коричневых морщинистых семян кукурузы. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских растений кукурузы и её потомства. Обоснуйте появление двух групп особей с отличными от родителей признаками.
Ответ:

  1. генотипы родителей: коричневые гладкие семена — АаВ b , (гаметы: АВ, а b , А b , аВ), белые морщинистые — аа bb (гаметы а b );
  2. генотипы потомства: АаВ b (коричневые гладкие) и аа bb (белые морщинистые), Аа bb (коричневые белые) и ааВ b (гладкие морщинистые);
  3. появление двух групп особей с отличными от родителей признаками связано с нарушением сцепления генов в результате кроссинговера у родительского гетерозиготного организма и появления гамет А b , аВ.

Какие свойства предмета может распознать человек с помощью ладони? Объясните, почему.
Ответ:

  1. ладонь человека может оценить форму, размеры, признаки поверхности, температуру предмета;
  2. на подушечках пальцев сосредоточены осязательные рецепторы, воспринимающие разные качества предмета.

Каковы строение и функции семян у цветковых растений?
Ответ:

  1. строение семени: кожура, зародыш, эндосперм (иногда недоразвит);
  2. семена обеспечивают размножение растений;

3) обеспечивают расселение и перенесение неблагоприятных условий.

Почему к биологическому прогрессу может привести не только ароморфоз, но и идиоадаптация и дегенерация? Приведите не менее трёх доказательств.
Ответ:
Все пути эволюции могут способствовать:

1 ) расширению ареала и образованию новых популяций организмов;

2) возникновению новых групп и увеличению их численности;

Источник: http://d.120-bal. ru/voda/26709/index. html? page=6